Исходной позицией моей была та, что всевозможные дизайнерские
красоты чаще всего бесполезны, а иногда просто вредны. Если дизайн в интерфейсе
программы не служит улучшению понимания программы ее пользователем, он не
может быть полезным, но имеет шансы быть вредным. Интересно, что пока речь идет просто об интерфейсе программы, то соображения такого рода кажутся
совершенно очевидными. Представляете, если многие люди отключают даже показ облаков
при загрузке Windows, насколько бы больше их стало, если бы картинка была бы анимированной? А ведь любой сайт - это, прежде всего программный интерфейс.
К чему в интерфейсе дизайнерские навороты? Кому они нужны, кроме самих расплодившихся неимоверно
дизайнеров? Заметьте, употребляю иностранное
слово дизайн (Design) именно в том узком смысле, который нам навязали дизайнеры.
Хотя, как известно, исходный его смысл - разработка, проектирование. Вообще всего,
а не только цветовой гаммы, стиля графики и т.д. Дизайн же в широком смысле слова присущ
изначально любой программе просто по определению. Ведь любая программа разрабатывается, а
не вырастает сама собой из семечка. В этом смысле дизайн необходим и правильный дизайн
не может быть вредным.
Мы все знаем, однако, что практически сложилось применение термина "дизайн", все-таки, в узком смысле с
минимальными вкраплениями элементов более широкого и здравого смысла. Детская болезнь дизайнерства заключается в том, что оно является чем то
самодостаточным. Должно быть красиво. Как пишет для младой поросли дизайнеров
и их заказчиков Фёдор Вырин,
"Многолетний опыт убеждает, что больше всего дизайнеров впечатляет фраза "сделайте красиво"
вкупе с неограниченными рамками для творчества. То есть: работая с дизайнером, доверяйте"
Интересно, что эта его лекция заканчивается следующим пассажем:
"Куда важнее пользователю - удобен ли ваш сайт
для изучения, естественна ли его система навигации, а
собственно дизайн - это не самая важная на свете вещь. Увы, но
это так."
Вот тут - то и зарыта собака! Чаще всего WEB-дизайнеры работают сами на себя.
Приятно похвастаться перед коллегами своими находками, своим чувством стиля и т.п. Артемий Лебедев,
очень много сделавший для становления Российского WEB - дизайна, уже почти два года тому назад
написал: "Поверьте, люди ходят по Сети за информацией, а не за супер-пупер красотами. Полюбите старый добрый текст. Выкиньте все лишнее. Станьте реалистами, пора уже. Просыпайтесь."
Но воз и ныне там. Такое впечатление, что если WEB-дизайнер вспоминает, наконец, о бедном пользователе, то он либо на
фоне ранее сделанных наворотов обнаруживает (в плане удобства сайта для пользователя) нечто второсортное, либо, если он
действительно большой мастер, делает то, что в конечном счете сделал с Яндексом
Артемий Лебедев. Вот пример мужества. Наверняка знал, какой град насмешек обрушится
на него по поводу заявления о том, что "простенький" дизайн есть лучшее из того
что он вообще когда - либо сделал. Естественно, что те же мысли об излишествах дизайна можно и сегодня найти у Артемия Лебедева - как
результат его многолетней практики (см.параграф 56 его ру/ководства от 11/07/00).
Так бесполезен ли дизайн? Конечно же,нет! Если дизайнер в качестве приоритетной задачи
ставит удобство пользователя, то он применяет свои профессиональные навыки
только после учета психологии пользователя. Может быть, после консультаций
с психологом. Может быть, главными людьми при разработке сайтов должны быть
Психолог
Дизайнер
Программист
Далее здесь будет предложена идея простого средства, вносящего ясность даже в самые навороченные сайты.
Сейчас ещё рановато - идея должна дозреть и пройти испытания. Пишите мне, пожалуйста!